ПЕРВАЯ КЛИНИКА НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ПЕРМИ
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ 24/7

Подпишитесь на наши новости

Статьи для пациентов

Что делает КПТ научно обоснованной психотерапией? 11.авг.2022

Что делает КПТ научно обоснованной психотерапией?

Наши читатели, наверняка, часто слышали о когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) как о научно обоснованной психотерапии. Но что это значит, на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос кратко расскажем о двух принципах, на которые опирается КПТ: это эмпирический принцип и принцип сотрудничества.

Суть эмпирического принципа можно объяснить так: психологу стоит опираться на научно обоснованные данные и методы, каждый раз, когда он выдвигает предположения о причинах психологических проблем клиента и предлагает способы их решения. Это то, что отличает нашу работу от житейских советов. Мы предлагаем что-либо клиенту не потому, что это помогло нам или нашему знакомому в похожей ситуации. Вместо этого, мы каждый раз собираем информацию о той части жизни клиента, которая связана с его психологическими проблемами. Затем, опираясь на знания из научной психологии, ставим измеримые задачи и выдвигаем проверяемые гипотезы, чтобы можно было наблюдать, как мы движемся к решению проблемы и понять какие изменения в жизни клиента, помогают ему в этом движении. Всё вместе это делает процесс психотерапии похожим на небольшое научное исследование. И в результате этого исследования мы можем не только решить психологические проблемы клиента, но и экспериментально подтвердить, что выбранные нами способы подходят для решения этих проблем.

Казалось бы, тут мы можем остановиться и сказать: «КПТ – это научно обоснованный вид психотерапии, потому что психолог организует свою работу, опираясь на те же принципы, что и учёные в рамках научных исследований, и приходит к похожим результатам». Но как будто чего-то здесь не хватает. Объясняя, что такое эмпирический принцип, мы специально опустили, какую роль в процессе терапии, играет клиент. Из предыдущего абзаца может показаться, что клиенту достаточно как следует описать то, что его беспокоит, а затем внимательно слушать и стараться выполнять инструкции психолога. А психолог – это эксперт, который ни в чём и никогда не ошибается, он всегда точно знает ответ на любой вопрос клиента и может подобрать готовое решение для любой проблемы, которая его беспокоит. На самом деле, такое понимание отношений клиента и психолога лишило бы КПТ даже намёка на научную обоснованность.

Что делает КПТ научно обоснованной психотерапией?, изображение №2

Чтобы понять, в чём тут проблема, давайте сравним процесс психотерапии с собиранием паззлов. Чтобы собрать, паззл мы должны представлять себе картинку, в которую этот паззл собирается. Но если участие клиента в процессе терапии минимально, если психолог ориентируется только на свои, пускай даже и научно обоснованные, представления о проблемах клиента – картинка, по которой мы собираем паззл, будет неполной. А значит, и паззл до конца мы собрать не сможем. Для решения этой проблемы КПТ опирается на принцип сотрудничества. Принцип сотрудничества предполагает, что клиент – это активный и грамотный человек, именно он привносит в терапию те данные, к которым имеет доступ только он. Более того, это клиент выбирает, что он хочет изменить в своей жизни и что он будет для этого делать. Психологу стоит учитывать это в процессе терапии, чтобы сверять свои предположения с тем, что по-настоящему происходит в жизни клиента, и чтобы оценивать эффективность совместно проведённой работы. Психолог и клиент изначально работают вместе: они совместно проводят все этапы терапии, которые мы описали выше, и могут менять что-то на ходу, если оба согласны, что это необходимо. Получается, что одна часть картинки есть у психолога, другая часть – у клиента, и они вместе собирают этот паззл.

Так почему же КПТ можно считать научно обоснованной психотерапией? Потому что она требует одновременного соблюдения эмпирического принципа и принципа сотрудничества. Терапия специально выстраивается так, чтобы психолог и клиент могли работать совместно и, используя методы научного исследования: сбор информации о проблеме, постановка измеримых задач, выдвижение и проверка гипотез, эксперимент и другие. Поэтому результатом успешной терапии может стать не только решение психологических проблем клиента, но и экспериментальное доказательство способов, которые психолог и клиент выбрали для их решения.

Автор - Михаил Сухогузов

Для подготовки статьи были использованы материалы:

H. Kennerley, J. Kirk & D. Westbrook. An Introduction to Cognitive Behaviour Therapy. Skills and Applications


При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна

Возврат к списку


Напишите нам

Нажимая кнопку "Отправить" я соглашаюсь с правилами обработки моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности сайта

Круглосуточная запись на прием

Нажимая кнопку "Записаться" я соглашаюсь с правилами обработки моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности сайта

Ваше сообщение отправлено!