29.апр.2019
Почему именно этот? Потому что то, как человек в течение жизни относится к своему телу, какие эмоции он испытывает, когда думает о нём, очень важно для формирования ощущения собственной ценности, здорового пищевого поведения. Есть также научные данные о наличии связи между негативным отношением к своему телу и депрессией. То есть если ваше тело, которое всегда с вами и различными способами напоминает о себе, вызывает у вас только негативные эмоции, это немедленно отражается на вашем самоощущении, качестве жизни. На мой взгляд это стоит внимания!
Когда мы говорим о формировании у детей представления о собственном теле, важно помнить не только о влиянии массовой культуры, но и о ключевой роли родителей в этом процессе. Это такой же важный аспект воспитания, как и все остальные, освещённые более детально в профессиональной литературе.
У меня были сомнения: а достаточно ли просто говорить ребёнку, что он красивый? Ведь дети наблюдают за тем, как их родственники относятся к своим телам, какие чувства испытывают по отношению к собственной внешности, как они комментируют телосложение других людей и с чем его ассоциируют. Это тоже достаточно важный фактор, влияющий на восприятие телесности детьми.
Так какие же правила стоит соблюдать членам семьи для того, чтобы помочь сформировать ребёнку положительное отношение к собственному телу?
· Не допускать критики в отношении своей внешности и внешности других людей
Не для кого не секрет, что дети достаточно наблюдательны и легко перенимают модели поведения. Они в том числе на примере значимых взрослых учатся отношениям с телом. Поэтому когда взрослые акцентируют внимание на своих «проблемных», на их взгляд, участках или критикуют себя, глядя в зеркало, у ребёнка создаётся впечатление, что тело не может быть красивым, если оно не соответствует каким-либо критериям, или если во внешности есть что-то, что он не может принять. Поэтому избегайте комментариев, вроде: «Ноги короткие, лицом не вышла», — относительно себя.
Тоже самое происходит, если в семье принято о чьих-то способностях или успешности делать вывод на основании внешних параметров. Такие высказывания несут подтекст о том, что личная ценность человека проистекает только из его внешнего вида.
· Говорить о теле в позитивном ключе
Помимо прекращения критики в отношении особенностей своей и чужой внешности, необходимо говорить о том, что любые тела красивы. Важно дать ребёнку понять, что в любом теле можно чувствовать себя хорошо, и иметь особенности внешности – это нормально. Заметьте, это совсем не означает, что мы оцениваем его телосложение и внешность и здесь нет ничего общего с комментариями, вроде: «Ты очень красивая/красивый». Речь идёт не о похвале в отношении внешнего вида и не об оценке оного, а о нормализации особенностей и внешних различий между людьми.
В данном случае можно сказать: «Да, у тебя нос с горбинкой, но это нормально, когда люди имеют яркие отличия друг от друга».
· Акцентировать внимание на ценностях, которые не имеют отношения к внешности
Дайте ребёнку понять и увидеть на своём личном примере, что помимо телосложения и внешности есть ещё много человеческих черт, которые можно увидеть в другом. Когда вы уделяете внимание этой детали, вы посылаете сообщение о том, что важно не то, как люди выглядят, а то, что они делают или говорят.
Научите ребёнка ценить свои собственные личностные качества, которые не связаны с телом. Например: « Ты умеешь поддержать и помочь в трудную минуту, и это очень важно».
· Демонстрировать модели здорового поведения
Родители часто беспокоятся о том, что их дети слишком мало времени уделяют физической активности, питаются той пищей, которую они не одобряют, едят слишком много или очень мало. Конечно, эти опасения бывают и небезосновательными, однако попробуйте иным способом доносить до ребёнка своё волнение относительно его поведения. Вместо критических замечаний о весе, внешнем виде или количестве двигательной активности, попробуйте изменить в первую очередь своё поведение.
Например, сделайте прогулки семейной традицией, вовлеките в них ребёнка. Сопровождайте моционы интересными разговорами, пусть это ассоциируется у ребёнка с положительными эмоциями и приятными впечатлениями. Специалисты Национальной ассоциации по борьбе с расстройствами пищевого поведения (NEDA) говорят о том, что в семьях, где активный отдых интересен всем членам семьи, а родители не заставляют питаться только «правильными» продуктами, дети с меньшей вероятностью будут иметь пищевые расстройства и больше времени уделять физической активности во всех её проявлениях.
Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, но попробуйте начать показывать модели этого самого здорового поведения на собственном примере.
· Говорить о физических нагрузках и еде в ином ключе
В наше время чаще всего можно услышать о том, что физические нагрузки помогают достичь идеальной фигуры, а еда условно делится на «полезную» и «вредную». Бывает и так, что похожая информация транслируется и в общении внутри семьи для мотивации детей питаться правильно и больше двигаться.
Попробуйте сосредоточить внимание на том, что физические нагрузки хорошо помогают снимать стресс, делают тело выносливым. Но не делайте при этом акцент на весе или телосложении, это совсем не объективные показатели гибкости и силы человека.
Научите ребёнка прислушиваться к сигналам тела о голоде и насыщении. Если ребёнок не хочет есть – не заставляйте его это делать только по той причине, что эта конкретная еда полезная, или настало время завтрака/обеда/ужина. Клинический психолог, специалист по работе с расстройствами пищевого поведения и руководитель центра Intueat, Светлана Бронникова говорит о том, что все дети способны к интуитивному питанию: они очень хорошо понимают, когда голодны, а когда они не хотят есть. Взрослые же, как правило, берут на себя ответственность не только за то, чтобы приготовить еду, но и за то, чтобы накормить ею ребёнка именно в конкретное положенное время. И не всегда выходит так, что время приёма пищи совпадает с тем самым физиологическим чувством голода.
Помните, что наше отношение к питанию и физическим упражнениям влияет в том числе на наше психическое здоровье. И если ребёнок будет есть потому, что ему нравится еда и он голоден, и заниматься физическими нагрузками потому что от них получает удовольствие, а не для того, чтобы сбросить вес и перестать чувствовать вину или стыд за форму своего тела, это будет здоровое поведение человека, который умеет радоваться тому телу, которое у него есть.
· Показывать отношение к информации о теле и внешности
Мы живём в то время, когда контролировать информацию, которая транслируется в СМИ и за пределами семьи, невозможно. Но можно показать своё отношение к ней и объяснить ребёнку.
Если вы сталкиваетесь с открытой стигматизацией людей в связи с их внешностью или весом, поговорите об этом. Расскажите, что недопустимо стыдить и винить людей только по той причине, что их тела не соответствуют каким-либо стандартам.
Поощряйте источники информации, в которых отсутствует такой подход к телесности и фиксация на красоте и внешности как главных достоинствах человека.
Когда я составляла список этих правил, понимала, что для их систематического выполнения необходима усиленная внутренняя работа. Да, практиковать подход к подобным вещам, которому нас самих не учили, это дело нелёгкое. Но если цена этого изменения в нас, взрослых – психическое здоровье ребёнка и его эмоциональное благополучие, то, наверное, стоит попытаться!
В статье использованы материалы:
1. Сайта Национальной ассоциации по борьбе с расстройствами пищевого поведения (NEDA): www.nationaleatingdisorders.org
2. Книга Интуитивное питание: как перестать беспокоиться о еде и похудеть/ Светлана Бронникова. – Москва: Эксмо, 2016. – 432 с.
Текст подготовила Саблева Анна
Ребёнок. Тело. Воспитание.
Будучи ещё школьным психологом, я только начинала работать с детьми и подростками, знакомилась более тесно с литературой, посвящённой детской психологии, психологии развития, детско-родительским отношениям и воспитанию детей. Среди всех профессиональных вопросов, интересовавших меня, был один, которому я уделяла больше всего внимания: как можно помочь воспитанию здорового восприятия своего тела у ребёнка?Почему именно этот? Потому что то, как человек в течение жизни относится к своему телу, какие эмоции он испытывает, когда думает о нём, очень важно для формирования ощущения собственной ценности, здорового пищевого поведения. Есть также научные данные о наличии связи между негативным отношением к своему телу и депрессией. То есть если ваше тело, которое всегда с вами и различными способами напоминает о себе, вызывает у вас только негативные эмоции, это немедленно отражается на вашем самоощущении, качестве жизни. На мой взгляд это стоит внимания!
Когда мы говорим о формировании у детей представления о собственном теле, важно помнить не только о влиянии массовой культуры, но и о ключевой роли родителей в этом процессе. Это такой же важный аспект воспитания, как и все остальные, освещённые более детально в профессиональной литературе.
У меня были сомнения: а достаточно ли просто говорить ребёнку, что он красивый? Ведь дети наблюдают за тем, как их родственники относятся к своим телам, какие чувства испытывают по отношению к собственной внешности, как они комментируют телосложение других людей и с чем его ассоциируют. Это тоже достаточно важный фактор, влияющий на восприятие телесности детьми.
Так какие же правила стоит соблюдать членам семьи для того, чтобы помочь сформировать ребёнку положительное отношение к собственному телу?
· Не допускать критики в отношении своей внешности и внешности других людей
Не для кого не секрет, что дети достаточно наблюдательны и легко перенимают модели поведения. Они в том числе на примере значимых взрослых учатся отношениям с телом. Поэтому когда взрослые акцентируют внимание на своих «проблемных», на их взгляд, участках или критикуют себя, глядя в зеркало, у ребёнка создаётся впечатление, что тело не может быть красивым, если оно не соответствует каким-либо критериям, или если во внешности есть что-то, что он не может принять. Поэтому избегайте комментариев, вроде: «Ноги короткие, лицом не вышла», — относительно себя.
Тоже самое происходит, если в семье принято о чьих-то способностях или успешности делать вывод на основании внешних параметров. Такие высказывания несут подтекст о том, что личная ценность человека проистекает только из его внешнего вида.
· Говорить о теле в позитивном ключе
Помимо прекращения критики в отношении особенностей своей и чужой внешности, необходимо говорить о том, что любые тела красивы. Важно дать ребёнку понять, что в любом теле можно чувствовать себя хорошо, и иметь особенности внешности – это нормально. Заметьте, это совсем не означает, что мы оцениваем его телосложение и внешность и здесь нет ничего общего с комментариями, вроде: «Ты очень красивая/красивый». Речь идёт не о похвале в отношении внешнего вида и не об оценке оного, а о нормализации особенностей и внешних различий между людьми.
В данном случае можно сказать: «Да, у тебя нос с горбинкой, но это нормально, когда люди имеют яркие отличия друг от друга».
· Акцентировать внимание на ценностях, которые не имеют отношения к внешности
Дайте ребёнку понять и увидеть на своём личном примере, что помимо телосложения и внешности есть ещё много человеческих черт, которые можно увидеть в другом. Когда вы уделяете внимание этой детали, вы посылаете сообщение о том, что важно не то, как люди выглядят, а то, что они делают или говорят.
Научите ребёнка ценить свои собственные личностные качества, которые не связаны с телом. Например: « Ты умеешь поддержать и помочь в трудную минуту, и это очень важно».
· Демонстрировать модели здорового поведения
Родители часто беспокоятся о том, что их дети слишком мало времени уделяют физической активности, питаются той пищей, которую они не одобряют, едят слишком много или очень мало. Конечно, эти опасения бывают и небезосновательными, однако попробуйте иным способом доносить до ребёнка своё волнение относительно его поведения. Вместо критических замечаний о весе, внешнем виде или количестве двигательной активности, попробуйте изменить в первую очередь своё поведение.
Например, сделайте прогулки семейной традицией, вовлеките в них ребёнка. Сопровождайте моционы интересными разговорами, пусть это ассоциируется у ребёнка с положительными эмоциями и приятными впечатлениями. Специалисты Национальной ассоциации по борьбе с расстройствами пищевого поведения (NEDA) говорят о том, что в семьях, где активный отдых интересен всем членам семьи, а родители не заставляют питаться только «правильными» продуктами, дети с меньшей вероятностью будут иметь пищевые расстройства и больше времени уделять физической активности во всех её проявлениях.
Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, но попробуйте начать показывать модели этого самого здорового поведения на собственном примере.
· Говорить о физических нагрузках и еде в ином ключе
В наше время чаще всего можно услышать о том, что физические нагрузки помогают достичь идеальной фигуры, а еда условно делится на «полезную» и «вредную». Бывает и так, что похожая информация транслируется и в общении внутри семьи для мотивации детей питаться правильно и больше двигаться.
Попробуйте сосредоточить внимание на том, что физические нагрузки хорошо помогают снимать стресс, делают тело выносливым. Но не делайте при этом акцент на весе или телосложении, это совсем не объективные показатели гибкости и силы человека.
Научите ребёнка прислушиваться к сигналам тела о голоде и насыщении. Если ребёнок не хочет есть – не заставляйте его это делать только по той причине, что эта конкретная еда полезная, или настало время завтрака/обеда/ужина. Клинический психолог, специалист по работе с расстройствами пищевого поведения и руководитель центра Intueat, Светлана Бронникова говорит о том, что все дети способны к интуитивному питанию: они очень хорошо понимают, когда голодны, а когда они не хотят есть. Взрослые же, как правило, берут на себя ответственность не только за то, чтобы приготовить еду, но и за то, чтобы накормить ею ребёнка именно в конкретное положенное время. И не всегда выходит так, что время приёма пищи совпадает с тем самым физиологическим чувством голода.
Помните, что наше отношение к питанию и физическим упражнениям влияет в том числе на наше психическое здоровье. И если ребёнок будет есть потому, что ему нравится еда и он голоден, и заниматься физическими нагрузками потому что от них получает удовольствие, а не для того, чтобы сбросить вес и перестать чувствовать вину или стыд за форму своего тела, это будет здоровое поведение человека, который умеет радоваться тому телу, которое у него есть.
· Показывать отношение к информации о теле и внешности
Мы живём в то время, когда контролировать информацию, которая транслируется в СМИ и за пределами семьи, невозможно. Но можно показать своё отношение к ней и объяснить ребёнку.
Если вы сталкиваетесь с открытой стигматизацией людей в связи с их внешностью или весом, поговорите об этом. Расскажите, что недопустимо стыдить и винить людей только по той причине, что их тела не соответствуют каким-либо стандартам.
Поощряйте источники информации, в которых отсутствует такой подход к телесности и фиксация на красоте и внешности как главных достоинствах человека.
Когда я составляла список этих правил, понимала, что для их систематического выполнения необходима усиленная внутренняя работа. Да, практиковать подход к подобным вещам, которому нас самих не учили, это дело нелёгкое. Но если цена этого изменения в нас, взрослых – психическое здоровье ребёнка и его эмоциональное благополучие, то, наверное, стоит попытаться!
В статье использованы материалы:
1. Сайта Национальной ассоциации по борьбе с расстройствами пищевого поведения (NEDA): www.nationaleatingdisorders.org
2. Книга Интуитивное питание: как перестать беспокоиться о еде и похудеть/ Светлана Бронникова. – Москва: Эксмо, 2016. – 432 с.
Текст подготовила Саблева Анна
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна